Отдел мониторинга и оценки, эпидемиологии, статистики и информатизации

І. Общее
Департамент организован на базе РГП на ПХВ «Национальный научный центр фтизиопульмонологии РК» МЗ РК (далее-ННЦФ РК) и является структурным подразделением ННЦФ РК.
ІІ. Основные задачи Департамента
- Организация и планирование противотуберкулезных мероприятий по Республике Казахстан;
- Контроль за выполнением комплексных, междуведомственных адекватно финансируемых, основанных на принципах доказательной медицины, противотуберкулезных мероприятий, направленных на профилактику, своевременное выявление, диагностику эффективное лечение и социальную реабилитацию больных туберкулезом;
- Подготовка директивных документов по туберкулезу;
- Внедрение достижений фтизиатрической науки в практику;
- Совершенствование автоматизированной системы учета больных туберкулезом.
ІІІ. Структура Департамента
До 2022 года вопросами мониторинга и оценки общественного здоровья и здравоохранения занимался «Отдел мониторинга и оценки, эпидемиологи и статистики», с 2022 года данный отдел был реорганизован в Департамент мониторинга и оценки, эпидемиологии, статистики и информатизации.
1) Отдел мониторинга и оценки – участие в организации и внедрении обновленной модели мониторинга и оценки в ТБ программе, включающей новые дистанционные методы работы специалистов МиО;
Регулярное осуществление курации регионов Казахстана (связь с регионом всеми доступными способами, совместное обсуждение проблем, консультирование, методическая помощь.
Организация и проведение дистанционного мониторинга.
Участие в проведении онлайн и офлайн тренингов для специалистов ПТО, ПМСП, НПО по вопросам ТБ, ТБ/ВИЧ.
Регулярный сравнительный анализ показателей и отчетных данных по всем актуальным аспектам МиО с выработкой проблемных вопросов и путями решений.
Формирование SWOT анализа по всем актуальным аспектам мониторинга в разрезе регионов РК с указанием предложений по улучшению ситуации.
Верификация данных во время мониторинговых визитов в регионы с отражением результатов.
2) Отдел эпидемиологии и статистики – собирает, обощает и анализирует ежемесячную оперативную отчетность по выполнению мероприятий борьбы с туберкулезом, в соответствии с нормативными актами для предоставления Министерству здравоохранения;
Обобщает и анализирует статистические данные по туберкулезу, согласно отчетным государственным формам;
Обобщает и анализирует статистические данные деятельности отделений ННЦФ РК;
Подготавливает материалы к выпуску ежегодного издания сборника статистических материалов по туберкулезу;
Подготавливает и анализирует информацию с рекомендациями для управлений (департаментов) здравоохранения, департаментов защиты прав потребителей и противотуберкулезной службы областей и регионов по вопросам состояния борьбы с туберкулезом.
3) Отдел информатизации и цифровизации – Национальная туберкулезная программа РК владеет хорошо отлаженной и функционирующей информационной системой по туберкулезу (ТБ). Национальный регистр больных туберкулезом РК (НРБТ РК) - это комплексный веб-инструмент, который объединяет данные по ведению больных, контролю за лекарствами и эпиднадзору в единую платформу для эффективного мониторинга и оценки национальной программы по ТБ.
Система позволяет вести электронную регистрацию туберкулеза, включает подробную персонифицированную информацию по каждому больному ТБ: записи всех пациентов с диагнозом ТБ и имеющих право на лечение от ТБ, включая личные и демографические данные, пол, социально-экономический статус, географию, информацию о семейных контактах, данные о факторах риска и сопутствующих заболеваниях, результаты бактериологических исследований, связанные с лечением данные.
Так как в последние годы имеет место частое обновление рекомендаций ВОЗ по выявлению, диагностике, регистрации, профилактике и лечению ТБ, а также с внедрением в стране инновационных проектов совместно с международными и национальными партнерами НТП РК, возникает необходимость в систематическом мониторинге и анализе, в координации на национальном уровне состояния информатизации ключевых аспектов ТБ программы, приведение системы НРБТ в соответствие требованиям времени.
Отдел цифровизации осуществляет мониторинг обновления всей базы данных по ТБ, развитие цифровизации фтизиопульмонологической службы для обеспечения качества, полноты и своевременности формирования и получения данных из информационной системы НРБТ РК с учетом внедрения инновационных подходов в выявлении, диагностике и лечения туберкулезной инфекции и случаев активного туберкулеза, а также интеграцию с другими информационными системами.
5) Отдел координации и противотуберкулезных мероприятий – осуществляет контроль за реализацией организационно-методических мероприятий Национальной Программы по снижению бремени туберкулеза в республике;
Принимает участие в разработке и утверждении важных организационных, лечебно-диагностических, противоэпидемических мероприятий по борьбе с туберкулезом по Республике, выявлении основных факторов, влияющих на состояние здоровья населения.
Организует и подготавливает материалы для проведения республиканских семинаров, совещаний, международных и научно-практических конференций, симпозиумов.
Координирует санитарно-просветительную работу по Республике.
5) Отдел лекарственного обеспечения и фармаконадзора - одной из главных задач отдела лекарственного обеспечения и фармаконадзора является организация бесперебойного обеспечения безопасными, эффективными и качественными ПТП в нужных дозировках и лекарственных формах на всех уровнях системы здравоохранения (в ЦФ регионов и в ПМСП), согласно утверждённым клиническим протоколам. Обеспечение ПТП является ответственностью различных заинтересованных сторон системы здравоохранения Республики Казахстан. Основная ответственность в обеспечение ПТП возложена на ЦФ областей, городов Республиканского значения и столицы, а координация и мониторинг - на ННЦФ РК. Введение новых ПТП и схем лечения, уменьшение доли закупки или изъятия некоторых наименований и лекарственных форм ПТП согласно рекомендациям ВОЗ или национальных протоколов лечения, а также внедрение новых подходов в отпуске ПТП, ориентированных на нужды больных с ТБ, требуют усиления координирования вопросов обеспечения ПТП со стороны центрального уровня.
Кроме того, в настоящее время одним из приоритетов системы здравоохранения является цифровизация процессов обеспечения ПТП и их унификация на всех уровнях, которые будут способствовать улучшению операционных процессов, учета и отчета и, следовательно, повышения качества услуг для лиц с ТБ, ТБИ.
Анализ, оценка, мониторинг изменений в НПА, влияющих на все этапы цикла закупки и использования ПТП с информированием заинтересованных сторон (ННЦФ РК, ЦФ регионов), а также для формирования предложений для пересмотра или внесения изменений в НПА
Проверка и согласование заявок курируемых регионов для закупа ПТП на следующий год с использованием инструмента QuanTB и метода по потреблению ПТП;
Формирование сводной годовой заявки по всем курируемым регионам, с учетом закупок по гранту ГФ и из других источников, с обеспечением мониторинга процесса закупа и расхода заявленных ПТП.
Организация взаимодействия с ключевыми специалистами ННЦФ МЗ РК, национальными и внешними консультантами по ТБ, а также с руководителями противотуберкулёзных организаций, областными, региональными координаторами по менеджменту ПТП, программными и финансовыми сотрудниками ГРП ГФ по вопросам лекарственного обеспечения при лечении ТБ, ЛУ ТБ и ТБИ в курируемых регионах.
Взаимодействие с Единым Дистрибьютором по вопросам исполнения подписанных ежегодных договоров с ОЦФ/ГЦФ курируемых регионов по закупу ПТП согласно положениям НПА в РК
Контроль процесса перераспределения ПТП между курируемыми регионами в случае рисков перерыва ПТП или создавшегося избыточного запаса ПТП с риском истечения срока годности.
Мониторинг и оценка цифровизации процедур оценки потребности ПТП, формировании годовой заявки на ПТП, учета и отчета отпуска ПТП на ННЛ и ВСЛ с целью внесения предложений для усовершенствования НРБТ (модули по ПТП) и интеграции с другими информационными системами по лекарственному обеспечению.
Архивирование и хранение всей документации относительно прогноза ПТП, годовой заявки, отчеты ТБ 13, анализа обращения ПТП и отчеты по ПТП в течение 5 лет, согласно утвержденным процедурам в НПА.